Каждому водителю хочется сделать свой автомобиль более стильным,
современным, функциональным и безопасным. Одно из популярных решений в
такой ситуации – заметна штатной галогеновой оптики более технологичными
светодиодами. Лампы соответствующей конфигурации представлены для как
для основного, так и для дальнего света. Оправдана ли установка
светодиодов дальнего света? Какие преимущества она дает, сопряжена ли с
недостатками? Что нужно учитывать?
Светодиодные лампы: принцип работы и конструктивные особенности
Принцип
функционирования стандартных ламп накаливания известен каждому. Подача
напряжения на проволочную нить приводит к интенсивному подъему
температуры, металл раскаляется и излучает свет. Галогенные аналоги
работают, в целом, по похожей схеме, за исключением того, что в колбе
сформирован не вакуум, а среда из газа, йода или брома, благодаря чему
спираль служит дольше, а интенсивность светового потока увеличивается.
LED-лампа функционирует по иному принципу. Свет формируется при подаче напряжения на кристалл, а за образование направленного луча отвечает отражатель на основе алюминия, конфигурация которого способствует созданию четкого светового пятна, с минимальным размытием границ. Светодиоды работают более эффективно, почти вся потребляемая энергия преобразуется в видимый свет, а небольшой нагрев удается компенсировать путем оснащения конструкции небольшим радиатором. Для фиксации LED-лампы используется не стандартный резьбовой цоколь, а пружинные зажимы, подключение к источнику питания – проводное.
Преимущества светодиодов в ближнем свете
- Большая интенсивность, яркость светового потока при мощности, аналогичной или даже меньшей, чем у галогеновых ламп;
- Минимальное потребление энергии, втрое, а то и вчетверо меньшее, чем у стандартных решений. На яркости луча это никак не сказывается, но нагрузка на генератор, электрическую систему автомобиля снижается, что обеспечивает большую надежность и даже некоторое уменьшение топливного расхода;
- Продолжительный срок службы. Если у галогеновых ламп он измеряется тысячами часов, то у LED – десятками, а то и сотнями тысяч;
- Приспособленность к экстремальным условиям эксплуатации. Постоянные вибрации, ударные нагрузки, характерные для поездок по дорогам низкого качества, негативно сказываются на ресурсе нити накаливания, деталь может перегореть раньше времени. Светодиоды лишены этого недостатка;
- Минимальная температура нагрева. Эта особенность позволяет объединять даже в небольшом корпусе фары сразу несколько источников света, при этом, исключен риск оплавления, деформации соседних элементов из-за термического воздействия. Также это исключает таяние снега на фарах при высокой интенсивности осадков, снижающее яркость;
- Быстрый отклик. Светодиодам не нужно время для выхода на полную мощность, это значит, что сразу после переключения на фары ближнего света водитель получает необходимый уровень освещенности, а транспортное средство становится хорошо заметным для других участников дорожного движения.
Практические испытания
Установка
качественных светодиодных ламп ближнего света показывает, что зона на
расстоянии в 15-20 метров перед автомобилем оказывается освещенной в
несколько раз лучше, чем при использовании галогеновых модулей. Можно
различить самые маленькие камешки. Это позволяет лучше оценивать
обстановку, своевременно реагировать на наличие препятствий, которые
незаметны при работе оптики дальнего света, совершать соответствующие
маневры. Лучшая освещенность также важна с психологической точки зрения,
она формирует ощущение светового дня, резко уменьшается вероятность
задремать, заснуть за рулем.
К вопросу о минусах
Можно привести немало недостатков LED-ламп, но все они в достаточной степени условны, на 100% нивелируются достоинствами, ответственным подходом к монтажу и выбору:
- Высокая цена. Да, светодиоды стоят гораздо дороже галогеновых элементов и, тем более, ламп накаливания. Нельзя, однако, забывать о на порядок большем сроке службы, снижении нагрузки на электрическую систему автомобиля, надежности. Все эти качества компенсируют стоимость, делают использование экономически более выгодным;
- Снижение интенсивности светового потока по мере выработки ресурса. Сомнительный недостаток, если принять во внимание длительность этого ресурса, а также то, что яркость теряют и галогенные аналоги;
- Вероятность ослепления водителей встречного потока. Чтобы этого не произошло, достаточно выбрать LED правильной мощности, а также корректно отрегулировать их, направить луч света в нужном направлении;
- Неразборный корпус. Починить LED-лампу невозможно ввиду монолитности корпуса, выход один – замена. Практика, впрочем, показывает, что действительно качественные детали выходят из строя только в одном случае – при выработке ресурса.