Дневные ходовые огни – важный элемент оптической системы,
расположенный спереди транспортного средства. Их основная задача –
повышение заметности автомобиля в светлое время суток, что позволяет
избежать массы неприятных ситуаций на дорогах, аварий. Как и другие
электрические устройства, они подключены к бортовому источнику питания
через предохранители, обеспечивающими эксплуатационную безопасность,
защищающими оборудование при отклонениях от нормативных значений по току
и напряжению. Нередко у водителя возникает необходимость замены
предохранителя. В целом, эта манипуляция занимает считанные секунды,
главное – знать, где находится предохранитель. Как его найти? В каких
случаях нужна замена и как выполнить ее максимально грамотно, на 100%
восстановив функционал транспортного средства?
Предохранители ДХО: основные функции
Базовая
задача предохранителей – защита проводки и источников света от
короткого замыкания и резкого повышения напряжения в бортовой сети,
вызванного электронным сбоем, попаданием влаги, механической или
температурной нагрузкой. Они выполнены из плавкого металла, сохраняющего
целостность только в определенном рабочем диапазоне по силе тока.
Превышение приводит к тому, что предохранитель плавится, размыкает цепь,
исключая повреждение подключенного к нему устройства. Замена
предохранителя требует минимальных временных и финансовых вложений, в
отличие от восстановления ДХО, сопряженного с большими тратами, сложными
манипуляциями, предполагающими разбор не только фар, но и некоторых
узлов транспортного средства.
Где находятся предохранители
Конкретное расположение блока защитных элементов определяется моделью автомобиля. Например, в машинах отечественного производства, актуальных моделях Lada и УАЗ, интересующий блок расположен слева от рулевой колонки, в районе колена водителя. Крышка данного блока удерживается защелками, пластиковыми фиксаторами, шурупами, в любом случае, проблем с открытием не возникнет.
Определить, какой именно предохранитель обслуживает дневные ходовые огни, можно по инструкции к автомобилю, в некоторых случаях необходимая информация находится на наклейке, расположенной на задней стороне крышки отсека. Например, на Lada Granta нужная деталь маркирована как F23, на Vesta – F12, в любом случае, точную информацию можно найти в сопроводительной документации. Подобное расположение очень удобно при проведении замены, при этом, обеспечивает максимум безопасности. В районе рулевой колонки на отечественных машинах расположены только предохранители бортовой электрики малой мощности, основные силовые компоненты, рассчитанные на силу тока в 30, 40 и более ампер, вынесены в подкапотное пространство.
На
иномарках довольно часто можно встретить, что все предохранители
вынесены под капот, вне зависимости от силы тока, отсек расположен по
правую сторону от аккумуляторной батареи. Пример – популярный автомобиль
Kia Rio. Схема расположения предохранителей нанесена на панель,
скрывающую ручку открытия капота, расположенную слева от руля.
Сориентироваться в ней, как показывает практика, удается без проблем
даже неопытному водителю. Приятно, что на Kia Rio в комплекте сразу
предусмотрено несколько предохранителей разных номиналов и пинцет,
упрощающий замену. Если аксессуаров не оказалось, например, машина была
приобретена на вторичном рынке, никаких сложностей с поиском запчастей
не возникнет, не обязательно использовать оригиналы, достаточно
приобрести качественную деталь соответствующего номинала. В случае с
предохранителями ДХО, как правило, он составляет 10 ампер.
Правила замены
При замене предохранителя необходимо руководствоваться несколькими требованиями безопасности:
- Все манипуляции, касающиеся силовой схемы транспортного средства, нужно проводить только после снятия минусовой клеммы с аккумуляторной батареи. Это убережет от удара током, исключит случайные скачки напряжения в бортовой сети;
- При извлечении сгоревшего предохранителя рекомендовано пользоваться пластиковым пинцетом, для удобства, хотя элементы, расположенные по периметру отсека, зачастую можно вытащить из посадочного отверстия и пальцами;
- Номинал новой детали должен полностью соответствовать старой. Использование предохранителя меньшей мощности приведет к его быстрому перегоранию, большей – к вероятности повреждения ДХО, он попросту не среагирует на превышение нормативного тока.
Также нужно отметить, что далеко не всегда проблемы с электрической системы вызваны только сгоревшим предохранителем. Его повреждение порой указывает на более серьезные дефекты и является лишь их следствием. В идеале, стоит обратиться в сервисный центр для проведения комплексной диагностики.